Общий подход, взгляд на процесс освоения иностранным языком, пережило значительные изменения в различные исторические эпохи. Так, на смену грамматико-переводному методу приходит коммуникативный метод обучения иностранному языку.
Надо отметить, что прежде, чем коммуникативная методика получила одобрение и стала ведущим направлением в этой области во всем мире, свои пики расцветов получали самые разнообразные авторские методики и методы. Конец 20го века – это расцвет самых различных направлений в обучении английскому. И каждый амбициозный преподаватель считал своим долгом внести свой вклад, разработать «идеальный» способ обучения.
О недолговечности авторских методов
Почему же столь многообещающие авторские методики к концу 20го века уходят на второй план? Любая авторская попытка – это эксперимент, некая догадка пойти по неизвестному пути и получить максимальный результат. Со временем преждевременные заявления о грандиозном успехе сменяются угасанием интереса к ним в связи с малой эффективностью, а зачастую и откровенным вредом для психики, для речевого механизма детей и даже взрослых. Потому как только со временем можно точно заявить, что то, что предлагается – хорошо и действительно соответствует современным требованиям изучающего иностранный язык, имеет достаточную научную базу, подкрепляющую содержание и методы обучения.
Что лежит в основе коммуникативной методики?
Коммуникативная методика – это способ учить язык по средствам работы с теми выражениями, клише, лексикой, которые мы бы могли использовать в реальной жизни. Работа над такими структурами и фразами ведется при активном их использовании на уроке в формате игр, моделированных ситуаций общения, дискуссий, обмена мнениями. Так, например, само задание с просьбой перевести предложение «Это стул, а на стол» претит коммуникативной методике, потому что в реальной жизни вы вряд ли когда-либо произнесете эту фразу. Если, конечно, не будете на английском языке комментировать собеседнику по телефону номера артикулов мебели. Согласитесь, это очень узкий контекст использования фразы. Тогда зачем ее тренировать? С точки зрения коммуникативной методики мы скорее будем учиться знакомиться, рассказывать о своем мнении, делать заказы в ресторане, решать проблемы, которые часто встречаются в нашей ежедневной коммуникативной практике. В основе данного подхода лежит деятельностный принцип, то есть стратегия максимального вовлечения слушателя во все виды речевой деятельности.
Как именно объясняют грамматику в коммуникативном методе?
Было бы неправильно полагать, что о структуре языка, о способах построения фраз и предложений, слушатель должен догадываться из контекста сам. Мы часто прибегаем к языковой догадке, но, лишь, в рамках вспомогательного средства. Презентация грамматики занимает максимум минут 10 от урока. Обычно такая презентация дается не спонтанно, как в школе. А является необходимостью на пути решения ранее поставленной коммуникативной проблемы. В начале урока преподаватель моделируют такую ситуацию общения, в которой не обойтись без использования конкретных структур и просит слушателей отреагировать на проблему, решить ее или помочь собеседнику достичь поставленной цели. Предполагается, что слушатель сначала сам попытается своими словами максимально эффективно отреагировать. Когда он сталкивается с пробелом в знаниях, преподаватель диаграммами, схемами и короткими формулами четко объясняет грамматику на доске. Затем идет первичная отработка в речи на простых примерах, и только потом отработка этого материала выносится в комплексные речевые задания, диалоги, дебаты, квесты.
Когда я начну говорить?
Все слушатели начинают «пробовать» в зависимости от своего уровня говорить на самых первых минутах начального урока. Преподаватель будет постоянно давать вам возможность в силу ваших возможностей рассказать о себе, о своем мнении, о том, как ваши дела и что у вас нового. В течение курса будет решаться задача о качественном улучшении речи, разнообразии синонимического ряда, языковых клише и грамматических конструкция.
Обучение английскому в нашей школе предполагает определенную стратегию. Общение и активная практика ведется на уроке. Но не только. Преподаватель в течение курса ставит перед собой и методологическую цель научить вас учиться самостоятельно, использовать язык во внеурочной деятельности с выходом на просмотры фильмов на английском, посещении различных семинаров и событий на ваш выбор, связанных с активной практикой языка.
Обучение английскому это не просто 3-6 месяцев занятий в нашей школе, это образ жизни, современная необходимость в рамках профессионального развития и личностного роста.