Наш мозг — это особенная часть нашего тела. Что важно понимать про наш мозг? Человек уже давно летает в космос, освоил почти всю территорию Земли, запустил атомные коллайдеры, активно применяет искусственный интеллект в разных областях повседневной жизни, но при всем при этом наш собственный мозг остается неразгаданной тайной. Никто на планете Земля не знает как работает наш мозг на все 100 %.
Но та небольшая научно-доказанная информация о самом сложном органе нашего тела может быть эффективно использована в изучении английского языка. Прежде чем перейти к обсуждениям работающих практик, сначала нужно понять как работает два основных элемента при изучении любого иностранного языка: восприятие новых звуков, а также способность их запомнить.
Как наш мозг воспринимает иностранные слова?
К сожалению, наш мозг не делит слова из разных языков по отдельным папкам. При восприятии нами аудио информации любое звукосочетание проходит одинаковый этап — фонологическую конкуренцию. Это чем-то напоминает поисковик в Интернете, когда мы вводим туда букву, а он автоматически предлагает нам разнообразные варианты.
Например, мы слышим какое-то слово, которое начинается со звуков “п-р-о…”, и наш мозг подбирает несколько возможных вариантов (прогулка, прогресс, просвет), исходя из контекста пытается заранее предугадать дальнейшие буквы. Каждое из этих слов конкурирует с друг другом, до тех пор пока не останется одно, то самое, что было произнесено. Но если в поисковике слова появляются последовательно, исходя из заданного алгоритма, основываясь на популярности и прошлых запросах, то у нашего мозга на нейронном уровне каждое из возможных слов активируется одновременно.
Мозгу необходимо отбросить некорректные варианты, чтобы остановить свой выбор на правильном слове. Хоть все люди обладают этой способностью, но те, кто знает больше одного языка, им приходится выбирать из большего количества слов. Казалось бы таким людям должно быть сложнее, но здесь все ровно наоборот. Человек задействующий наибольшее количество нейронных связей является наиболее способным учеником при изучение иностранного языка. Чем сложнее нейронные связи, тем быстрее и эффективнее они передают информацию.
Из хороших новостей — современная наука пришла к окончательному выводу, что мозг способен меняться всю жизнь, а следовательно, нет никакого предела или возрастного ограничения для улучшения своих нейронных связей.
Как наш мозг запоминает новые слова?
Когда человек запоминает любую единицу информации, в его мозге формируется последовательность активности нейронов. Когда же человек хочет что-то вспомнить, для успешного извлечения воспоминания его мозг должен воспроизвести ранее созданную последовательность.
Это было доказано в ходе различных экспериментов, один из самых простых заключался в том, перед участниками эксперимента ставилась задача запомнить как можно больше словесных пар. Когда участники правильно вспоминали информацию, последовательность воспроизведения (воспоминания) и кодирования (запоминания) совпадали, чего не наблюдалось в случаях ошибочных ответов.
На эффективность запоминания влияют самые разные факторы, начиная от концентрации и мотивации участника, заканчивая разными методами заучивания. Но механизм запоминания остается одинаковым — своеобразное кодирование на нейронном уровне. К сожалению, пока человек не придумал универсальной “кнопки”, позволившей бы мгновенно запоминать слова и быстро их использовать, но зная особенности работы нашего мозга, мы можем выстроить эффективную работу.
Как “хакнуть” наш мозг ?
Мы хотим избежать банальных советов о том, что нужно правильно питаться и хорошо спать, а также иметь достаточно мотивации, чтобы помочь нашему мозгу эффективно справляться со сложными задачами. Мы приведем несколько неочевидных примеров, с помощью которых можно улучшить результат в этой области:
Физические нагрузки
Казалось бы, что после хорошей физической нагрузки не хочется даже встать не то, чтобы учить иностранный язык, но все не так. При определенной физической нагрузки, наш мозг начинает работать активнее, более того эффект становится еще более заметным с возрастом.
Результатом исследований в этой области стал тот факт, что 15-минутный сеанс интервальной тренировки высокой интенсивности приводит к лучшим показателям запоминания информации по сравнению со спокойно тренировкой.
Подобная нагрузка на тело делает мозг наиболее работоспособным, позволяет быстрее вспоминать прошлые события и уже известную информацию. В то время как умеренно интенсивные тренировки являются наиболее эффективным способом, чтобы улучшить ассоциативное обучение, а также повысить способность мозга быстро усваивать новую информацию как раз на этапе первичного кодирования.
Другими словами, если вам предстоит написание сложного экзамена, когда надо вспомнить много старых слов, то стоит заранее провести для себя короткую, но интенсивную тренировку, в то время как перед обычным уроком английского, когда стоит задача узнать и запомнить новые слово, не помешает спокойное занятие с умеренной нагрузкой (растяжка, зарядка).
Выбрать правильное время для заучивания слов
Если вам когда-нибудь советовали учить что-то на ночь, или вам в принципе казалось, что лежа в кровати учится проще, то вам не просто так советовали и не просто так казалось! Время перед сном идеально для нашей визуальной памяти.
Однако, важно приложить усилие, бессознательное прочтение слов и их перевода, просто для галочки, ничего не даст, а вот вдумчивое прочтение и попытка выучить слова перед тем, как лечь спать, заставит ваш мозг работать во сне.
Обязательно утром, не выбираясь из кровати, попробуйте вспомнить все, что учили накануне. Результат должен приятно вас удивить.
Ассоциативное мышление
Наш мозг очень дружит с ассоциативным мышлением. Несвязанная последовательность слов запоминается гораздо хуже, чем цепочка слов, в которой они объединены в какую-нибудь историю. Запоминая слова ассоциативно, мы проделываем половину работы за наш мозг. Связывание нейронов — важнейший этап запоминания, а потому лучший способ удержать в голове какой-либо факт — “соединить” его ассоциативным мостиком с другим, хорошо вам известным и часто используемым.
Рифмы и песни
По той же логике, наш мозг не безразличен к паттернам и рифмам. Нам всегда хорошо запоминаются дурацкие стишки и примитивные песенки из рекламы. Мы можем использовать это бесполезное знание в свою пользу, например, заучив новые слова на мотив заедающей песни, или запомнить устойчивые выражения с предлогами пропев их несколько раз под определенный ритм.
Удивите свой мозг
Особенный сегмент в работе нашего мозга — творчество. Создание чего-то необычного и нового не только способствует концентрации внимания и повышение мотивации, но и мозг начинает работать активнее, чем при выполнение монотонных действий. При этом, творческий подход поможет запомнить слова на любом уровне.
Вы можете придумать творческую идею как выучить 50 слов, решив приготовить любимое блюдо по английскому рецепту, попутно запоминая каждое новое слово, а можете потратить 10 минут на запоминание одного единственного слова. которое никак не хочет вам поддаваться, придумав и нарисовав ему целую иллюстрацию.
Также, наш мозг небезразличен к нонсенсу и нелогичным связям, которые вас смешат или вызывают удивление. Но таким способом лучше не злоупотреблять, чтобы не превратить это в рутину, которую наш мозг “лениться” обрабатывать с тем же рвением.
Удачи всем в изучении новых слов! Вы всегда сможете совершенствовать свой английский на наших курсах в Glory School. Узнайте свой уровень английского языка прямо сейчас, пройдя бесплатный онлайн-тест.
Также, подписывайтесь на телеграм-канал, там только самые полезные материалы для изучающих английский.